воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Поездка в Финляндию. Часть 1: виза, жильё, транспорт

Первая часть рассказа о моей поездке в Финляндию 30 Января - 6 Февраля 2016 года. В этой части нет ничего конкретно про Финляндию. В ней я описываю общие для большинства путешествий вещи: получение визы, поиск жилья, транспорт.

Предыстория

Моя двоюродная сестра, Зина, учится в Америке. В этом семестре она по какой-то там программе полетела учиться на один семестр в Париж. В самом начале 2016 года, перед отлётом, она предложила мне прилететь к ней в гости во время моих каникул (19 Января – 7 Февраля). Такова была идея путешествия в первоначальном виде. Но у Зины в это время была учёба, поэтому расчитывать на то, что удастся много времени провести вместе, не приходилось. Так идея и обобщилась до “съездить в Европу”. Предложил нескольким друзьям, но все они отказались. В то время у меня были экзамены и времени запланировать путешествие почти не было. Наконец, 18 января я сдал последний экзамен, и такое время появилось. Несмотря на 20 свободных дней, была бюрократическая проблема – виза. Можно было мысленно прибаить к текущей дате неделю на получение визы и понять, что времени остаётся не так много. А авиабилеты в Париж, как оказалось, с падением курса рубля, стоят достаточно весомую сумму. На тот момент билет в обе стороны в Париж с одной пересадкой стоил около 18 000 рублей, а прымым рейсом – 35 000. Блин! Я прошедшим летом летал на другой континент (в Нью-Йорк) без пересадок за 30 000, а сейчас слетать в Париж стоит 35 000. При такой стоимости летать на короткий промежуток получается неоправдано дорого. “Поездка в Европу” оказалась под вопросом.

Вот в один из следующих дней я крутил карту, Google-карту, и на мои глаза попалась она. Неужели она настолько близко? Да, совсем рядом. Это Финляндия. Конечно, есть и другие страны, которые не дальше Финляндии: Эстония, Латвия, Литва, Беларусь и Украина, но из всех этих стран, Финляндия, как минимум звучала, наиболее цивилизованной. О северных странах (Финляндия, Швеция, Норвегия) часто говорят в положительном ключе о системе здравоохранения, социальном обеспечении, уровне жизни в целом. Про Финляндию отдельно говорят о хорошей системе образования в школах. Так что мне и до этого хотелось посетить Финляндию, а тут как раз появилось немного времени. Решено! Нужно ехать в Финляндию.


Жильё

Для тех кто давно не путешествовал, поясню как обстоят дела с жильём.

Отели

за границей стоят запредельно дорого. Можно посмотреть, например, здесь. Снять самый дешёвый номер на двух человек, если я правильно понял, можно за 65 долларов в день, что на данный момент больше 5000 рублей! Остальные номера – ещё дороже. Помимо отелей существуют также и

Хостелы

в них арендуется не номер, а лишь кровать в номере. В номерах поменьше, ставят кроватей побольше, которые арендуют обычно незнакомые друг с другом люди. Этим летом в Америке я жил в хостелах, как в красивых комнатах на 4-5 человек, так и в “казарме” на 10 человек, причём “казарма” была дороже. Нет так называемого “личного пространства”, зато получается дешевле, но се равно 30 долларов в день = 2360 рублей в день – дороговато. Относительно недавно появился

AirBNB.com

сайт на котором люди посуточно сдают своё жильё. По опыту поиска жилья в Америке и тесту на Хельсинках, на сайте может удасться забронировать комнату, за деньги меньшие, чем в хостеле стоит койка. Так у меня и вышло, когда я был в Филадельфии. Помимо моей комнаты, в квартире сдавались ещё две других комнаты, а также была общая кухня и гостинная с телевизором с PlayStation 4. И гостинной, и кухней могли пользоваться все, но на практике “коллизий” никогда не возникало. Если кто-нибудь решит воспользоваться AirBnB, зарегистрируйтесь, пожалуйста по ссылке: www.airbnb.ru/c/igork13?s=8, нам дадут по $20 бонусов. Хотя там вроде бы есть дополнительные ограничения на их использование, но в любом случае не помешает. Наконец, самый лучший вариант, о котором я узнал год-два назад из “Орла и решки” (программа у путешествиях):

CouchSurfing.com

сайт, на котором люди предлагают бесплатно пожить у них ради общения и обмена опытом, впечатлениями. Путешествие получается не только более дешёвым, но и более настоящим, поскольку ты живёшь с людьми из этой страны, общаешься с ними. Поскольку между путешественником (guest) и хозяином квартиры (host) нет денежных обязательств, то отношения складываются более искренние. Хозяева не любят, когда их квартиру рассматривают как хостел, поэтому многие не любят запросы остановиться только на одну ночь. С другой стороны большинство хозяев пишет, что “максимум на 3-4 ночи”, вероятно для того, чтобы максимизировать количество людей, с которыми они пообщаются. Помимо этого, у такого способа путешествий есть и другие ограничения, например, многие хозяева открыто пишут, что не разрешат путешественнику оставаться одному у них в квартире и не дадут ключи. Но тут всегда по разному: у кого-то в отзывах я видел, что человек помимо жилья, дал ещё и ключи от своей машины.

Обычно всё происходит так: желающий поехать в город X просматривает профайлы хозяев из города X, и отправляет запросы тем, с кем считает, что ему будет наиболее интересно. Хозяева могут подтвеждать или отвергать приходящие им запросы. По этой причине сам сайт рекомендует отправлять около пяти запросов. Хозяева, в свою очередь, не любят когда им рассылают один и тот же запрос, даже не прочитав их профайл, поэтому частенько в профайлах можно встретить фразу типа “вставь в свой запрос ключевое слово <слово>, чтобы я знал, что ты прочитал мой профайл”. Также есть и обратный вариант: путешественник создаёт “Public Trip” и хозяева квартир могут предлагать остановиться у них. После “расставания”, хозяин и гость могут оставить друг о друге отзывы.

В первый раз я останавливался с помощью CouchSurfing в Июне 2015 года в Нью-Йорке. Тогда я отправил четыре запроса и получил все отказы: кто-то был уже занят на этот период, кто-то не прокомментировал. Неожиданно, сработал “Public Trip”, и человек сам предложил мне остановиться у него, не смотря на то, что у меня не было ни одного отзыва. Также он оставил мне ключи и разрешал быть в доме, когда его нет. Это были будние дни, он работал, поэтому общаться нам удавалось лишь немного утром и вечером, по городу, также, погулять вместе не удалось. Вероятно, поэтому он так и не оставил мне отзыва. В этот раз, мне повезло, и я быстро нашёл человека, у которого поживу, но так бывает не всегда. По отъезде из американского лагеря, в котором я работал вожатым, я попытался найти жильё через CouchSurfing. Тогда всё произошло очень быстро и неожиданно, поэтому запросы я послал лишь за несколько дней до предполагаемого прибытия, и все мне отказали: кто уже был “занят”, у кого-то недавно была цепочка гостей, и они хотят отдохнуть, а кто-то просто не прокомментировал.

Пришло время вернуться на CouchSurfing. Я немного обновил свой профайл, исправил “студент 3-его курса” на “студент 4-го курса” и т.п. 21 января создал “Public Trip” в Хельсинки с датами “28 Января-7 Февраля”. На следующий день начал искать людей в Хельсинках. Всего я просмотрел около 50 профайлов. Не то, чтобы на каждый профайл уходило много времени: какие-то профайлы были слабозаполненными, кто-то в самом начале указал в какие даты не может. Около 10 профайлов оказались в отдельных вкладках, кому я преполагал отправлять запросы, и одному человеку я отправил запрос сразу. Как я уже писал, типичный срок для CouchSurfing’а – 3-4 ночи, но, набравшись немного наглости “прямоты” я отправил запрос сразу на 10. Отправив запрос, начал задумываться о Финской визе.

Виза

Позвонил знакомой, которая более двадцати лет работала в турбизнесе. В дальнейшем для краткости буду называть её “знакомая20+”. Ох она меня и запугала, говорит мол нужна справка с места учёбы, справка с работы родителей, выписка с банковской карты из расчёта 70 евро на день, бронь отеля и купленный авиабилет и т.п. да и вообще с финскими визами всегда проблемы… Я уже даже начал было сомневаться стоит ли оно того и решил пока не отправлять запасные запросы на couchsurfing’е. Но вот через несколько часов мне приходит подтверждение на тот единственный запрос, который я отправил. Девушка по имени Heidi написала мне, что может выделить мне комнату с 3 по 7 февраля, а также я могу немного переконтоваться на диване несколько дней, но десять всё-таки многовато, так как ей нужно готовиться к экзамену по Испанскому. На тот момент я ещё сомневался, так как самолёт в обе стороны в Хельсинки стоил 12500 рублей, – не то чтобы очень дорого, но дороговато для короткой поездки. Вскоре после этого я нашёл более дешёвые способы добраться до Хельсинок, о которых расскажу дальше, и стал более уверенным в том, что поеду, а значит, продолжил изучать вопрос с визой.

http://www.finland.org.ru/Public/Default.aspx – сайт финского посольства, он в общем-то и не нужен.
http://visa.finland.eu/Russia/Moscow/Short_Term_Visa.html – сайт визового центра, т.е. не турагенства, а именно официального визового центра, с которым у посольства Финляндии, и, насколько я понимаю, далеко не только Финляндии, заключено соглашение. На этой страничке есть документ с необходимыми документами. Согласно официальному списку, оказалось, что они не требуют практически ничего: ни справку с места учёбы, ни справку с работы родителей, ни выписку из банковского счёта, ни авиабилетов. Фактически всё что нужно это паспорта, российский и заграничный, их копии, фотография и страховка, при этом копии, фотографию и страховку можно сделать прям там. Приведу самую интересную для большинства людей часть из списка необходимых документов:

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ВИЗА
13. Подтверждение бронирования гостиницы или
14. Письмо от аккредитованной туристической компании или
15. Если у заявителя нет брони, либо им запланирована поездка в оба конца, или цель поездки шопинг, то о данных планах необходимо сообщить как можно точнее на отдельном листе бумаги (можно в произвольной форме)
ПОСЕЩЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ ИЛИ ДРУЗЕЙ
Друг / родственник:
13. Приглашение и/или контактная информация и дата рождения приглашающей стороны
14. Желательно копия разрешения на пребывание приглашающей стороны или финский паспорт (необязательно)

(Информация взята с сайта визового центра 10 Февраля 2016 года)

Т.е. вообще говоря не нужна даже бронь отеля! Достаточно сообщить о своих планах в произвольной форме. Но всё-таки кто знает какие вопросы могут возникнуть, если просто написать о своих планах, а значит и о couchsurfing. Поэтому, за неимением брони отеля, я попросил принимающую меня девушку написать приглашение. Я вообще не был уверен, напишет ли она мне приглашение или заподозрит, что-нибудь и т.п. Поэтому, ожидая ответа, я стал изучать как визу получают другие. Поговорив со знакомыми из турбизнеса и знакомым-путешественником, понял, что типичная схема такая: забронировать отель/хостел на весь срок планируемой поездки, распечатать подтверждение брони, [получить визу], отменить бронь. Тут не совсем понятно, можно ли отменять бронь до получения визы, т.е. будут ли запрашивать информацию о брони у хостела или просто посмотрят на листок с бронью. Вообще, теоретически, даже во время прохождения границы могут проверять документы и, если что-то не понравится, не пустить. При бронировании нужно сразу смотреть правила отмены брони. Как минимум в некоторых хостелах, если отменять бронь более чем за 24 часа до предполагаемого заезда, то нет штрафа, а если отменять позже или попросту не приехать, спишут деньги только за первый день. Как мне сказал тот же знакомый, полезно иметь пустую карточку, на которой попросту не будет денег, как раз для подобных целей. Пусть и распространённая, но схема с лжебронью отеля в каком-то смысле махинация и делать так не особо хотелось.

К счастью, Heidi согласилась написать мне приглашение. Она сказала, что у неё никогда не просили приглашение, хотя я и не первый русский, останавливающийся у неё. Как гласит информация о приглашениях с официальных сайтов, оно может быть написано в произвольной форме, но, дабы облегчить себе жизнь, я поискал шаблоны для приглашения. Шаблона для россиян не нашёл, но нашёл шаблон для жителей Вьетнама. Бедные вьетнамцы: для подачи документов им требуется принести оригинал приглашения. К счастью, это не касается россиян, нам достаточно получить скан подписанного приглашения по электронной почте и распечатать его. На основании шаблона для вьетнамцев, я составил шаблон для своей рекомендации, немного подкрутив его под себя, например, заменив место работы на место учёбы. Вот шаблон рекомендации, который у меня получился. Можешь брать его за основу, при необходимости подкрутив поля под себя, например, обратно заменив место учёбы на место работы. Для россиян нет чёткого списка того, что должно быть указано в приглашении, поэтому что-то можно убрать, что-то добавить. 24-го Января ночью приглашение было готово. В списке документов также написано: “Желательно копия разрешения на пребывание приглашающей стороны или финский паспорт (необязательно)”, но этого мне не прислали. Осталось заполнить онлайн анкету. Заполнил, распечатал, и у меня появился полный комплект документов для того, чтобы уже утром пойти в визовый центр. Буквально за пол часа до этого время перевалило за полночь, и записаться на текущий день было уже нельзя. Пришлось идти в порядке живой очереди. У меня не было никакого представления о длине очередей в визовый центр, поэтому, на всякий случай, было решено придти с самого утра к моменту открытия визового центра – 8:00.

Утром 25-го, почти не выспавшись, отправился в визовый центр, куда прибыл около 8:10. Перед входом в визовый центр, как и обещала знакомая20+, стояли аж три представителя страховых контор, которые сразу спросили, не нужна ли мне страховка. Я с одной девушкой-страховщицей зашёл в соседнюю дверь, и она сделала мне страховку с 25 Января по 10 Февраля. В приглашении и в моей анкете были написаны даты 2-10 Февраля, но по правилам подачи документов на финскую визу, страховка должна быть действительна уже со дня подачи заявления, и, как впоследствии оказалось, в этом есть смысл. Страховка обошлась мне в 750 рублей, и я направился в визовый центр. В первую очередь предстояло сделать фотографию. Оказалось, там стоит автомат. За 200 рублей вышла жуткая фотография, но работники визового центра сказали, что “сойдёт”. Очередей не было совсем. Сделав фотографию и получив номерок в очереди, меня тут же вызвали в одно из окошек. Главное, что стоит отметить: не спросили ни одного документа из тех, что не были указаны в официальном списке. Так что выписки с банковского счёта, авиабилеты, справки с места работы или учёба действительно не нужны.

В анкете, которую нужно было заполнить на сайте визового центра и распечатать, был вопрос про даты, на которые запрашивается виза, и запрашиваю ли я однократную или multi визу. Знакомая20+ сказала что с финскими визами постоянно проблемы, и, поскольку я в еду в Финляндию первый раз, то multi не дадут и нужно запрашивать однократную. Так я и заполнил в анкете. Но девушка в визовом центре сказала, что можно запросить multi без уменьшения вероятности получения хотя бы однократной, так что я прямо на распечатанной анкете доставил галочку multi, зачеркнул даты поездки и поставил даты на 4 года (больше не мог, так как в 2020 году заканчивается мой загранпаспорт), а также к числу количества запрашиваемых дней 9 приписал 0 (90 – максимум, который можно запросить). Пока я сдавал документы, видел как одна женщина воспользовалась услугой “заполнения анкеты” за 200 рублей, в которой я не вижу никакого смысла, так как в анкете ничего сверхъестественного не спрашивается. Сдав документы, там же оплатил консульский и сервисный сбор: 35 + 26,75 Евро, который тем не менее оплачивается в рублях по “курсу на текущий день”. последняя часть: тебя фотографируют на зеркалку Canon и берут отпечатки пальцев. Благо именно эта фотография попала ко мне на визу. После можно идти домой. Было около 9:30, так что весь процесс занял менее полутора часа. Предполагаемая дата получения – 1 февраля, т.е. ровно через неделю. Весь процесс подачи заявления на визу проходил на русском языке, работники в визовом центре вполне адекватные, без придирок по мелочам.

Но уже утром в четверг на этой же неделе мне пришла СМС-ка, что можно забирать пасспорт, без указания, подтвердили ли мне визу или нет. По дороге я начал думать, что надо было указывать начальную дату запроса пораньше, но кто же знал, что сделают даже раньше чем обещали. Приехав обнаружил, что визовый центр закрыт. “С чего бы?” – подумал я, было только 15:00, а работать он должен до 16:00. Позвонив в дверь и не получив ответа, возможно, я бы поехал обратно домой ни с чем. Благо там снова стоял мужчина из страховых контор (в этот раз один), который сказал, что идёт инкасация, и они ещё откроются. Немного спустя, визовый центр открылся. Как и в прошлый раз, очередей не было. Я сразу получил конверт с паспортом. Это был момент истины. Я достал паспорт, полистал и… Ура! Мне дали визу. На 4 года не дали, но дали multi визу сроком действия пол года на 90 дней. Это значит, что в ближайшие полгода я могу быть в Европе в большинстве стран любые 90 дней, не обязательно подряд. Из европейских стран, в которые я не могу поехать по данной визе, например, Англия и Ирландия. Более точно можно посмотреть тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шенгенская_зона. При этом началом срока действия визы поставили не 2 Февраля, как я запрашивал, а 26 Января, т.е. виза уже действительна. Вот и пригодилась страховка, действительная на момент подачи визы. По словам разных людей multi визу действительно обычно дают тем, кто уже посещал страну, а тем кто едет в первый раз обычно дают однократную визу на даты поездки. Возможно сыграло положительную роль то, что у меня было приглашение.

Выводы

  • Получить шенгенскую визу несложно
  • Обращаться за этим в турагентсво нет смысла. Они лишь потребуют с вас больше документов, возьмут больше денег и растянут время получения визы
  • Просмотрев документы на шенгенскую визу, выдаваемую другими государствами, я понимаю, что финская виза, наоборот, наиболее простая. Другие государства запрашивают справку с места учёбы/работы и т.д.
  • Время работы человека в турбизнесе ни о чём не говорит. То, что знакомая20+, проработав больше двадцати лет в турбизнесе, так и не знает английский меня должно было насторожить с самого начала. Я напишу критично и прямо: на мой взгляд умение ясно мыслить важнее любого механического опыта бронирования отелей и т.п. 
Предупреждение: не стоит распространять написанное про шенгенскую визу на другие страны. Недавно я читал про Японскую визу. Там всё очень туго. Также мне рассказывали, что визу в Россию получить сложно. При планировании путешествия обязательно посмотри правила подачи документов на визу в соответствующую страну.

Добраться до Хельсинок

Самолёт

Самолёт Москва-Хельсинки в обе стороны стоил 12 500 рублей, не то чтобы очень дорого, но для такого близкого города – дорого. Также вместе с самолётом поставляются неудобства поездки в аэропорт, из аэропорта, необходимости прибыть в аэропорт за часа два до отправления и т.п. Другим большим недостатком перелёта является необходимость бронирования билетов сразу в обе стороны. Билеты в одну сторону при перелётах из России стоят неадекватно дорого. На момент написания данного поста
рейс Москва-Хельсинки-Москва стоит 11 526 рублей Аэрофлотом и 11 304 компанией FinnAir, а просто
рейс Москва-Хельсинки с той же датой вылета 12 902 рублей Аэрофлотом и 15 997 компанией FinnAir.
Т.е. да: купить билет в одну сторону дороже, чем билет в обе стороны и, возможно, просто не полететь обратно. Стоит отметить, что в пределах как России, так и Европы, стоимость авиабилетов значительно ниже, и билеты в одну сторону стоят адекватно. Только что проверил: слетать от Москвы до Питера компанией S7 стоит:
3200 в обе стороны
1600 в одну сторону
Т.е. в одну сторону ровно в два раза дешевле.
Расстояние от Питера до Хельсинок ещё меньше, чем от Москвы до Питера и хотелось бы увидеть такие же, а лучше ещё меньшие цены. Но нет: 11 994 рубля в обе стороны, 9 970 – в одну. Получается летать до Хельсинок в обе стороны из Москвы дешевле, несмотря на большее расстояние.

Поезда

В отличие от самолётов, тут всё чётко делится на два участка Москва-Питер, Питер-Хельсинки. Первый участок Москва-Питер это либо ночной поезд (купе 2000 рублей, плацкарт – 900), либо дневной сидячий Сапсан (1500-2300 рублей). Цены очень сильно варьируются: на некоторые Сапсаны билеты продаются по 5000 рублей и выше, некоторые купе стоят по 4000+ рублей. Цены, которые здесь указаны, не то чтобы минимальные, но скорее типичные низкие цены. Был вариант купе за 1200, но отправление в 3:00 ночи – не очень удобно. Как и с самолётами, несмотря на меньшее расстояние, поезд Питер-Хельсинки “Аллегро” стоил дороже – 3500 рублей. Из-за этого вся экономия терялась: (2000+3500)*2=11000 и уж лучше было самолёт брать. Тут мне предложили посмотреть прямой поезд Москва-Хельсинки. Точно. Как же я сам об этом не подумал. Впрочем, ничего не потерял. Прямым поездом Москва-Хельсинки “Лев Толстой” могут воспользоваться лишь обладатели толстого кошелька, поскольку стоит он около 9000 рублей, что ни в какие ворота не лезет. Возвращаясь к варианту с пересадкой в Питере, нужно было что-то делать с промежутком Питер-Хельсинки. Тогда я вспомнил про

blablacar.ru

сервис, где водители, едущие из пункта A в пункт B ищут попутчиков, чтобы поболтать и разделить расходы на бензин. В первые об этом сервисе я узнал в Америке, когда искал дешёвые способы передвижения. Но воспользоваться им тогда не удалось, так как на сервисе не было запланировано ни одной поездки между Нью-Йорком и Бостоном. Я проверил, в Америке там и сейчас не густо: лишь одна поездка из Нью-Йорка в Бостон. Гораздо лучше у этого сервиса обстоят дела в России и Европе. На момент написания запланировано 244 поездки из Москвы в Питер в среднем по 800-1000 рублей и 21 поездки из Питера в Хельсинки в среднем по 500-700 рублей. Проверяя это сейчас, я не ожидал увидеть столько поездок. В конце января их было гораздо меньше. Из Питера в Хельсинки было около восьми поездок, и не было ни одной на нужные даты, поэтому всё перешло к способу, которым я пользовался в Америке

Автобусы

Менее удобные чем поезда, но гораздо более дешёвые. Такое ощущение, что автобусные компании сговорились. Как и электроны, которые могут иметь лишь определённые значения энергии, автобусы могут иметь лишь определённые цены: 800, 1200, 1400 – могут, 1000, 1300 – иногда, а вот, например, автобусов за 900 или 1100 рублей нет. Но это не так принципиально. Если нет автобуса за 900 рублей, то я могу воспользоваться автобусом за 800. Что меня удивляет гораздо больше это однообразие времени отправления. Фактически все автобусы в Хельсинки отправляются из Санкт-Петербурга в 7:00, 21:00 или 23:00. Я нашёл лишь одну компанию со временем отправления в 13:30, но с пятницы по воскресенье они задирают цену аж до 1550. Ночевать в автобусе совсем не хотелось, поэтому лучшим вариантом был автобус в 7:00. От Москвы до Питера решил всё-таки ехать поездом. Дороже, но цена относительно адекватная и не нужно сидеть около девяти часов в автобусе или машине. Совсем вскоре мысли дошли до другого варианта.

Автостоп

Автостопить я думал лишь промежуток Питер-Хельсинки. Автобус стоит 800 рублей, так что особо много в любом случае не сэкономить. Тут дело было скорее в том, что автостопом – интереснее и необычнее. Я ещё никогда не автостопил. Поэтому решил посоветоваться со знакомой, которая автостопила по разным странам. Вот что она написала:
Привет) Автостопить вообще несложно)) Границу с Финляндией тоже пересекала на машине, с этим проблем быть не должно. Водители, которые подбирают тебя на трассе, сразу понимают, что ты автостопщик, денег у меня никогда не просили.. Один едешь?
Вероятность того, что ты поймаешь машину сразу до Хельсинок, реально очень мала. Говори всем, что тебе в Хельсинки, и спрашивай, могут ли они тебя подвезти хоть сколько-нибудь км в ту сторону. Практика показывает, что надо соглашаться, даже если вам по пути всего километров 15. Можно сменить 2-3 машины, можно 10. Но садиться советую ко всем)
Да, по Финляндии тяжелее стопить, чем по России, там это менее привычно, но добрые люди везде есть) А тем более ты один. Мы стопили там втроём, но всё равно не застряли))

В путь

Итак. Москва-Питер – на поезде. Питер-Хельсинки – автостоп. Чтобы застрять посреди дороги с минимальной вероятностью, взял билет на поезд, который прибывает пораньше, в 6:34. Если вдруг до 12:00-12:30 так и не уеду из Санкт-Петербург, вернусь в город и сяду на тот единственный автобус, отправляющийся в 13:30, а если, вдруг, там не будет мест, то придётся подождать до 21:00 и отправляться в ночи. За день до поездки уровень волнения достиг максимума, Heidi предложила пойти с ними на какое-то событие в SompaSauna, которое начиналось в 17-19:00, да и перспектива искать по десять машин по пути меня не очень радовала. Прямо говоря, я чуть-чуть очканул и присмотрел себе автобус.

29 января вечером я сел на поезд, отправляющийся в 22:50. При бронировании билетов онлайн я был крайне удивлён, что верхних мест занято больше, чем нижних. При попытке купить билет я понял почему. Верхняя полка стоила 1970 рублей, а нижняя – 2800. Недолго думая я взял верхнюю. Когда я зашёл в купе, там стояло три сух-пайка, и уже сидел один мужик. Спросив у мужика, не брал ли он паёк, и получив ответ “нет”, я понял, что нас в купе будет только трое, а значит одна койка свободная, и это койка была, конечно же, нижней. Её я и занял. Мужик оказался интересным собеседником, мы хорошо пообщались, и с ним было приятно ехать в одном купе до тех пор пока… мы не легли спать, и он не начал храпеть, очень сильно и громко. Очень долго мне не удавалось заснуть. О чём я только не думал в это время. Думал, нужно выдавать в поликлиннике справки “Не храплю”, а затем в паспорте ставить соответствующий штампик, а тех кто храпит селить в отдельные купе. А что, если о ком-то отсутствует информация? Нужно рядом с каждой койкой установить шумомер и запоминать слишком шумных. С данной поездкой уже ничего не сделать, зато можно учитывать замеры шума при следующих поездках данного пассажира. А что, если два человека по какой-либо причине поменяются местами, и система запишет про конкретного человека, что он храпел потому что, человек, с которым он поменялся храпит? В свою очередь, тот кто храпел, будет записан как не-храпящий.
Кое как заснув, как будто почти сразу, я проснулся от ударов проводника. Мы уже приезжали. Убедившись, что поезд не задерживается, забронировал билет на автобус. К счастью, в поезде был бесплатный Wi-Fi. Наличие Wi-Fi отображается при выборе поезда на сайте rzd.ru.

Вышел из поезда, с вокзала, перешёл на другую сторону площади Восстания и, как и предполагалось, там стоял мой автобус, точнее, микроавтобус. Обошёлся он в 800 рублей. При посадке меня записали в общий список, а затем спросили, не везу ли я с собой сигареты, и не мог бы я провести им пачку сигарет. Кроме здравого смысла и того, что меня строго настрого предупредили ничто ни у кого не брать, я никак не хочу и не собираюсь участвовать в распространении сигарет, так что мой ответ был нет. Тех кто согласился, проинструктировали в случае чего говорить, что это их сигареты. Дело тут в том, что по правилам один человек может провести с собой лишь одну пачку сигарет, а на сигареты в Финляндии большой налог, вот они и пытаются понемногу провести нахаляву. Мы поехали. Даже ранним утром, когда ещё было темно, из окон я видел, что Питер, за исключением центральных проспектов, достаточно грязный, неаккуратный город. По пути мы сделали несколько остановок, смысл которых мне не ясен. На границе всего было три проверки. Почему три? Ну сначала в нам в микроавтобус зашёл пограничник и просто посмотрел у всех паспорта, проехав ещё минут 5-10, мы оказались в пограничном пункте “Торфяновка”, где нам уже пришлось выходить из автобуса. Тут всё почти как в аэропорту, все проходят контроль по очереди, по одному и получают штампик о выезде из России, но впереди всех проходит водитель, предоставляя заранее составленный список пассажиров. Затем ещё раз также, но в Финском пограничном пункте. Тут меня спросили цель поездки и сколько времени я планируют пробыть в Финляндии. Всего дорога заняла 7 часов и в 13:50 по Московскому времени = 12:50 по Финскому, мы прибыли. Пошёл с какой-то девушкой в сторону метро, попросил сфоткать. Пройдя буквально две минуты мы были у метро, в которое следовал её путь. А я пошёл в Макдоналдс на углу, ибо было бы неплохо немножко перекусить и поймать Wi-Fi, чтобы написать, что я приехал.
Итак, я в Хельсинках!

Расходы

Виза

61,75 евро (оплачивается в рублях по курсу на тот день) = 5 650 рублей
+ 200 рублей (фото)
+ 750 рублей (страховка)
= 6 600 рублей

Транспорт

Москва – Санкт-Петербург: 1970 рублей (поезд двухэтажный, ночной)
Санкт-Петербург – Хельсинки: 800 рублей (автобус-маршрутка)
Хельсинки – Санкт-Петербург: 800 рублей (автобус-маршрутка)
Санкт-Петербург – Москва: 2200 рублей (поезд Сапсан)
= 5 770 рублей

Всего накладных расходов: 12 370 рублей.
Относительно немного по сравнению с тем, сколько тратят на путешествия многие люди. Как видим в Финляндию из Москвы действительно можно попасть достаточно легко и относительно недорого, хотя я и надеялся, что будет дешевле.
О моём пребывании в Финляндии – скоро, во второй части...

2 комментария:

  1. Прикольно! А почему вариант парома Питер-Хельсинки не рассматривался?

    ОтветитьУдалить